08.10.2022 г.
Белорусские чиновники не на шутку взялись за борьбу с частными школами. До первого сентября таких учреждений образования было 35 по всей стране (общее число задействованных граждан - до 50 000 человек), а сейчас 34 из них вынужденно приостановили работу после вала госинспекций и проверок. И только сейчас в высоких кабинетах начали задаваться вопросом, а кто поставил задачу полностью зачистить частное образование, а не реформировать его? Министр образования отрицает причастность к процессу, но и другие гос.институты не хотят на себя брать ответственность. Согласитесь, очень странно заявить о лицензировании частных учебных заведений, а перед этим все закрыть. Под удар попали все частные школы, кроме 'Минская международная гимназия', Министерство образования убрало их из списков.
В большинстве своём в частных школах учатся дети состоятельных родителей, в том числе и государственных служащих.
Закрытие практически всех частных школ создаёт цепную реакцию негатива в семьях, когда родители, привыкшие к определённому уровню сервиса и индивидуальному подходу к образованию детей, должны столкнуться со всеми сложностями государственной системы образования. Выводя влиятельных родителей из зоны комфорта и создавая скандалы в семьях об отсутствии условий комфортной жизни в Республике Беларусь, власть создаёт дополнительное напряжение в обществе, и это напряжение касается образования детей, что является одной из важнейших ценностей для любой семьи.
Дополнительно создаётся нагрузка на государственную систему образования, которая и так перегружена. В среднем, в частных школах 15 человек в классе, в государственных - 33 человека, а в условиях закрытия частных школ нагрузка дополнительно увеличивается, и это происходит при ситуации, когда и сейчас государственные школы переполнены, а учителей катастрофически не хватает. Много негативных отзывов по государственным школам (питание, качество преподавания, отношения, присутствие сложных детей, стоящих на учёте, общая атмосфера в коллективе, недофинансированность и т.д.).
Частные школы платили большие налоги, и государство не несло социальную нагрузку по учащимся в частных школах. Сейчас это - двойная потеря для республиканского бюджета.
Частные школы работали с детьми с ограниченными возможностями и осуществляли индивидуальный подход к образованию таких детей. Каким образом государственная система образования справится с потоком таких детей из закрытых частных школ, большой вопрос? Скорей всего для детей это будет очередная психологическая травма и непринятие коллективом.
Дети иностранцев, в том числе дипломатов, как правило, обучались в частных школах. Теперь они будут испытывать ряд трудностей с образованием детей.
Сейчас государство начало отбирать у элит очень важную ценность, которую практически невозможно заменить альтернативными методами. И эта проблема не носит разовый характер, а будет годами накапливать негатив в людях, которые сейчас пока ещё поддерживают власть.
Государство должно принять все меры по утверждению новых правил работы частных учебных учреждений и скорейшему перезапуску их работы. Частные школы должны продолжить свою работу и иметь возможность подстроиться под новые правила и нормы. В противном случае государство дополнительно получит достаточно влиятельный протестный электорат.
Что касается ситуации в целом, то создаётся устойчивое мнение, что в государственной вертикали существуют силы, которые заинтересованы в раскачивании конфликтной ситуации в стране, что они с успехом и реализовывают. С такими друзьями и «поплечниками» и врагов не нужно.